Дашкова Татьяна Юрьевна
    Кафедра/Центр

    Международный Учебно-научный центр "Высшая школа европейских культур" / Факультет культурологии

    Должность

    Доцент

    Ученая степень

    Кандидат филологических наук (1996), доцент

    Преподавательская деятельность

    • Филологический факультет МГУ (преподаватель русского языка и литературы)
    • Институт Европейских Культур (преподаватель истории и теории культуры

    Область научных интересов и сфера научной деятельности

    Исследовательская деятельность:
    • телесность и визуальные практики в советской культуре;
    • теория и история кино;
    • литературоведческие теории второй половины ХХ века;
    • гендерные исследования, история и теория культуры

    Области специального интереса:
    • советская журнальная фотография 1920-1930-х гг.: формирование визуального канона;
    • «неканонические» и «плохие» фильмы советского кинематографа: идеологическая нечеткость, ошибки, несуразности, непристойности;
    • телесность, мода и эротика в кинематографе;
    • фантастическое кино и фильмы ужасов: «границы человечности» и «метаморфозы телесности»

    Учебные курсы
    • Методы анализа художественного текста (ВШЕК РГГУ)
    • Литературные дискурсы ХХ века (ВШЕК РГГУ)
    • Социологическая поэтика (ВШЕК РГГУ)
    • Исследование визуального в советской культуре (РАШ РГГУ)
    • Современное русское кино (Историко-филологический факультет РГГУ, магистратура)
    • Современное зарубежное кино (Историко-филологический факультет РГГУ, магистратура)
    • Советский дискурс: периодика и медиа (Историко-филологический факультет РГГУ, магистратура)
    • Советская массовая культура: жанровое кино (НИУ ВШЭ)

    Публикации

    Книги и монографии
    • Дашкова Т.Ю. ТЕЛЕСНОСТЬ -- ИДЕОЛОГИЯ -- КИНЕМАТОГРАФ. Визуальный канон и советская повседневность, издательство НЛО, Москва 2013; серия "Кинотексты", 245 с.
    Курсы лекций
    • Введение в литературоведение. Методы анализа художественного текста // Программы учебных курсов. / Институт европейских культур; Отв. Ред. В.Ю.Кудрявцева. М.: РГГУ, 2008. С.339-348.
    • Литературные дискурсы ХХ века // Там же. С.349-357.
    • Цикл лекций «Идеальное тело 1920-1930-х годов: от авангарда к неоклассике» (перейти к видео);
    • Вы можете ознакомится с другими видеоматериалами, пройдя по ссылке
    Статьи
    • "Я храню твое фото..." Советская культура 1930-х годов: взгляд из 1990-х // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре.- 2001. - № 2 (16). - С. 112-116. [перейти к тексту]
    • ""Работницу" - в массы": Политика социального моделирования в советских женских журналах 1930-х годов// Новое литературное обозрение.- 2001.- № 50.- С. 184-192.[перейти к тексту]
    • Три истории: забавные игры русского постмодернизма (Обзор книг о русском постмодернизме)// Новое литературное обозрение.- 2001. - № 51.- С.346-355. [перейти к тексту]
    • Сюрпризы репрезентации, или Хвост виляет собакой (опыт анализа неудачного фильма 1935 года)// Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре.- 2002. - № 2 (22). - С. 89-93. [перейти к тексту]
    • Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских женских журналах 1920-х-1930-х годов // Культура и власть в условиях коммуникативной революции ХХ века. Форум немецких и российских культурологов /Под ред. К.Аймермахера, Г.Бордюгова, И.Грабовского.- М.: "АИРО-ХХ", 2002.- С.103-128.[перейти к тексту]
    • Гендерная проблематика: подходы к описанию // Исторические исследования в России-II. Семь лет спустя / Под ред. Г.А.Бордюгова. - М.: АИРО-ХХ, 2003.- С. 203-245.
    • Любовь и быт в кинофильмах 1930 - начала 1950-х гг.// История страны / История кино / Под ред. С.С.Секиринского.- М.: Знак, 2004.- С. 218-234. [перейти к тексту]
    • Мода – политика – гигиена: формы взаимодействия ( на материале советских женских журналов и журналов мод 1920-1930-х годов ) // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. ст. / Под ред. К.Богданова, Ю. Мурашова, Р.Николози. М.: Новое издательство, 2006. С.228-244.
    • Фантастическое в фильмах Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер» // Фантастическое кино. Эпизод первый: Сб. ст. / Сост. и научн. ред. Н.Самутина. М.: НЛО, 2006. С. 311-344 (в соавторстве).
    • Невидимые миру рюши: одежда в советском предвоенном и военном кино // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. – 2007. – Выпуск 3 (весна). – С.149-162.
    • Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года: проблематизация переходного периода // СССР: Территория любви: Сб.ст. – М.: Новое издательство, 2008. – С. 146-169.
    • Увидеть эротику: пристрастный взгляд на советские фильмы 1930-х годов // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. – 2008. – Выпуск 9 (осень). – С.193-208.
    • «Русский сувенир» Григория Александрова на границе двух эпох, или Великая ломка // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред.Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. С. 371-394.
    • Брак и сервис, сыр и черви…Советская повседневность и все, все, все…[Рец. на кн.: Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. - М.: Изд. Дом Гос ун-та – Высшей школы экономики, 2010.- 317 с.- 1000 экз.] // Новое литературное обозрение. - 20011.- № 110 (4). – С.290-294.